О робототерапии говорят давно. Как только из категории машин для помощи человеку роботы перешли в разряд устройств интерактивной стимуляции, психологи задались вопросом: «Робот — это только игрушка, или он может стать чем-то большим?»
Робототерапия для пожилых людей
Одними из первых этот вопрос начал изучать профессор Алан Бек из Центра взаимодействия животных и общества университета Пэрдью в США. Он исследовал роль собаки-робота в жизни пожилых людей. На шесть недель роботизированного питомца роздали одиноким людям пожилого возраста. К концу эксперимента даже те, кто поначалу скептически воспринял игрушку, сообщали об улучшении самочувствия и настроения. Такие же результаты, но подкрепленные результатами биохимического анализа крови, получили американские ученые R. Johnson и R.Meadows.
Особую роль роботы-животные играют в жизни пожилых людей с болезнью Альцгеймера. Дело в том, что присутствие в их жизни одного или нескольких животных создает очень сильный, иногда парадоксально мощный объект привязанности, который позволяет в определенной степени стабилизировать высшие мозговые функции.
Как показывают наблюдения, пациенты с болезнью Альцгеймера при наличии животных в доме гораздо дольше и четче сохраняют ясность восприятия, иногда не узнавая детей и родных, тем не менее, узнают и выказывают привязанность к животным. К сожалению, в домах престарелых и заведениях для психохроников держать домашних животных не разрешено. Сложности с содержанием питомца могут возникнуть и при домашнем уходе за пациентом с болезнью Альцгеймера. В этой ситуации собака-робот хоть и является в определенной степени лишь суррогатом, вполне способна степени реализовывать необходимые терапевтические функции.
Приведем в пример исследования Елены и Александра Либиных, работающих в США в Институте роботопсихологии и робототерапии. В качестве игрушки-робота они использовали собственную разработку —роботизированного кота Макса. Ученые давали пациентам с выраженными симптомами старческого слабоумия и деменции некоторое поиграть с Максом и обычной мягкой игрушкой-кошкой. В обоих случаях пациенты расслаблялись и демонстрировали более спокойное, по сравнению с обычным, поведение, но после игры с Максом наблюдался и ряд других положительных эффектов: временно восстанавливалась концентрация внимания, снижался уровень агрессии, исчезали признаки деструктивного поведения.
Робототерапия для детей
На передовой роботерапии для детей —Япония. Здесь животных-роботов централизованно закупают для детских больниц. Собаки-роботы выполняют целый ряд функций, среди которых развлечение маленьких пациентов —далеко не самая главная.
Роботизированная игрушка помогает уменьшать беспокойство, стимулирует процесс общения, вовлекает ребенка в эмоциональный диалог. Ну и, конечно, отвлекает маленького пациента от больничной атмосферы, расширяя возможности для совместной игры. Это особенно важно для детей, которые пребывают в больничных условиях, в том числе и без возможности активного движения, в течение несколько месяцев.
Активно изучается роль домашних питомцев-роботов при терапии детей с аутизмом. Как правило, дети с аутизмом отстают в развитии, испытывают сложности в общении, с трудом воспринимают новых людей. В отношении таких детей основная роль игрушки-робота —расширение возможностей терапевтического общения с ребенком. Сами по себе роботизированные питомцы не является чем-то целительным, но они помогают пусть немного, по чуть-чуть, но расширять то «узкое окно», через которое ребенок-аутист видит окружающий мир.